Хаягрива (санскр. Hayagrīva, тиб. rta mgrin букв. "Имеющий шею лошади", "С лошадиной шеей", или тиб. rta zhal букв. "Лошадинолицый") йидам и дхармапала в буддизме Ваджраяны. Хаягрива относится к генезису Будды Амитабхи, считается гневным аспектом Будды Амитабхи, проявлением Падма-Херуки. Один из эпитетов Хаягривы Могущественный Лотос (тиб. pad ma dbang, pad ma dbang chen). |
Хаягриву изображают в виде гневного божества. На тханках можно найти формы Хаягривы с тремя головами и восемью руками, с тремя головами и шестью руками, с одной головой и двумя руками. Как йидама его изображают с тремя антропоморфными головами и тремя лошадиными. Он попирает ногами змей-нагов. Три его лица имеют синий, белый и красный цвета. Из символических атрибутов в руках херука держит ваджру, жезл, стрелу, чашу из черепа, лотос, ваджрный меч. В качестве дхармапалы его изображают с одной антропоморфной головой, в его волосах помещают небольшую лошадиную голову, с его плеч свисают одна или две змеи.
Известно, что Гуру Падмасамбхава получил передачу практики Хаягривы от Учителя Нагарджуны. Гьялва Чогьянг (тиб. rgyal ba mchog dbyangs) близкий ученик Гуру Ринпоче достиг Просветления благодаря практике Хаягривы. Гьялва Чогьянг был одним из первых семи буддийских монахов Тибета. В монашеские обеты он был посвящён Шантаракшитой (тиб. mkhan po bo dhi sa tva Кхенпо Бодхисаттва) и строго соблюдал их. Получив передачу Хаягривы от Гуру Ринпоче, он практиковал её в уединении и достиг уровня видьядхары. В последующих перерождениях он стал известен под именем Кармапа.
Примечание: Русские слова "грива" и "загривок" имеют этимологическую связь с санскритским словом grīva, которое переводят и как "шея", и как "задняя часть шеи".
rta mgrin | [Та-мд.ин] | Тамдин / Хаягрива | |
rta | [та] | та / санскр. haya конь, лошадь | |
mgrin | [д.ин] | дин, дрин / санскр. grīva шея |
На главную страницу | На дополнительную страницу