Дрогми Лоцава

Тёмный период в истории тибетского буддизма наступил с правлением царя Лангдармы, за буддизм в Тибете начали преследовать. Истребление монахов и верующих, издевательства над верой, давление со стороны небуддийских властей, запрет распространять буддизм и контактировать с буддийскими учителями Индии – всё это стало реальностью того времени. В результате пришла к упадку чистота передачи тантр, и, когда закончился период притеснений, страна оказалась в состоянии духовного вакуума: тексты тантр можно было приобрести, а Учителей, отвечающих требованиям тантрической передачи, было крайне мало. Гой-лоцава Шоннупэл писал о сложившемся положении того времени:

"Несмотря на то, что некоторые тантрийские заветы были найдены в У, Цанге и Нгари, практики тантры стали оскверняться. Созерцание Абсолютной Реальности было заброшено, появились многие грубые практики, такие как сексуальная практика, ритуальное убийство, тэсэр (тиб. gtad ser, здесь gtad = gtad pa, что означает проклятие, причинение вреда врагу посредством ритуального закапывания заклинаний; ser = ser ba – вызывание бури, насылание града) и прочие. Это заметили цари Нгари, и хотя открыто они не выступали против, но послали в Индию приглашения многим знающим пандитам, которые могли бы устранить эти препятствия и обратить живых существ на Путь Чистоты".


Учение "Путь и Плод" (тиб. lam 'bras – Ламдрэ, букв. "Путь и Плод"), основателем которого считается индийский махасиддха Вирупа, впервые проникло в Тибет благодаря Дрогми Лоцаве (тиб. 'brog mi lo tsa ba) (993-1050гг). Сам Дрогми Лоцава является основоположником тибетской школы Сакья (тиб. sa skya).


Вирупа. Статуя из храма Кумбум

В "Синей летописи" Гой-лоцава Шоннупэл сообщает, что одним из первых учителей позднего распространения Учения был Лотон Дордже Вангчук (тиб. lo ston rdo rje dbang phyug). Однажды три брата, отец которых Ти Таши Цэгпапэл (сын царя Пэл Корцэна) правил в районе Рулаг (тиб. ru lag, находился в Восточном Цанге, район Лхаце и Сакья), попросили Лотона проповедовать Учение о посвящении в монахи и послать в их места упадхьяю (санскр. upādhyāya, тиб. mkhan po, букв. наставник, учитель, настоятель монастыря) и ачарью (санскр. ācārya, тиб. a tsa ra – духовный учитель). В ответ были посланы кхэнпо Шакья Шонну (тиб. sha kya gzhon nu) и ачарья Сэ Йеше Цондрю (тиб. se ye shes brtson 'grus). При устройстве монашеских общин, когда лоцаве Ринчену Зангпо было 50 лет, эти двое подарили много золота Дрогми (тиб. 'brog mi dpal gyi ye shes – Дрогми Пэлгьи Йеше) и Тагло Шонну Цондрю (тиб. tag lo gzhon nu brtson 'grus) и послали их в Индию. Дрогми и его спутник провели год в Непале и хорошо выучили санскрит у непальского пандиты Шантибхадры, ученика Шантипы, а также прослушали у него несколько текстов Ваджраяны. Затем, по его совету, они отправились повидать Шантипу (Шантипада), одного из шести пандитов-хранителей врат монастыря Викрамашила: у восточных ворот – Шантипа, у южных – Вагишваракирти, у западных – Праджнякарамати, у северных – Наро Панчен (Наропа), в центре – Ратнаваджра и Джнянашри. У них была также возможность заниматься с другими пандитами.


У Шантипы Дрогми слушал изложение Винаи. Затем он слушал Праджняпарамиту и многие тексты Ваджраяны. Он провёл восемь лет у Шантипы, а потом поехал в Восточную Индию, где увидел монаха, "которого кормила богиня дерева с помощью иллюзорной руки". Он очень удивился этому и, высказав великое почтение этому монаху, умолял принять его в ученики. Монаха звали Праджня Индраручи (тиб. shes rab kyi dbang po gsal ba – Шераб-кьи Вангпо Сэлва), он был учеником Дурджая Чандры (санскр. Durjaya Candra, тиб. mi thub zla ba – Митуб Дава, букв. "Непобедимая Луна" – один из махасиддхов), который в свою очередь был учеником Домби Херуки, ученика махасиддхи Вирупы. Праджня Индраручи даровал Дрогми посвящение в Ваджраяну, изложение тантры и тантрийские обеты (санскр. samaya, тиб. dam tshig). Он также даровал ему учение Ламдрэ без коренного текста. В сравнении с ваджраянским учением Шантипы Дрогми почувствовал большую уверенность в этом учении и занимался им три года.

Прожив суммарно тринадцать лет в Индии и Непале, Дрогми вернулся в Тибет. Упадхьяя и ачарья в сопровождении толпы монахов заранее вышли ему навстречу. Дрогми освоил многие учения и стал их знатоком, чем очень порадовал упадхьяю и ачарью.


Дрогми Лоцава перевёл три тантры, включая "Хеваджра-тантрараджа-нама" (санскр. hevajra-tantrarāja-nāma, тиб. brtag gnyis), и многие другие тексты Ваджраяны. Он также пересмотрел перевод "Абхисамаяламкара-карика-вриттишуддхамати-нама" (санскр. abhisamayālaṃkāra-kārikā-vṛttiśuddhamatī, тиб. dag ldan). Он проповедовал главным образом учения Тантры и объяснял многие тексты, живя в Ньюгулунге (тиб. myu gu lung) и на Лхацэй-траке (тиб. lha rtse'i brag – скала Лхацэ).

Дрогми даровал своим ученикам многие тантры и наставления, включая "Шри-Чакрасамвара-гухьячинтья-тантрараджу" (санскр. śrīcakrasaṃvara-guhyacintya-tantrarāja, тиб. bsam mi khyab) и другие, излагающие учение Ламдрэ. Он даровал полноту Слова (т.е. учение Ламдрэ) Лхацуну Кали (тиб. lha btsun ka li), Дромтопе Тончунгу (тиб. 'brom do pa ston chung), Сэтону Кунригу (тиб. se ston kun rig). Однако у Лхацуна не было учеников, а Дромтопа Тончунг вскоре умер. Дрогми не проповедовал всего Слова, а только некоторые его части трём мужам – Гьергому Сэпо, Шэнгому Рёпо и Уйпе Донпоче – и четырём последовательницам – Томо Дорджецо, Санмо Кённэ, Шабмо Чамчиг и Чемо Намка. И эти семеро достигли духовной реализации.

Дрогми проповедовал Учение многим монахам и мирянам. Среди завершивших у него изучение основных текстов был Кхон Кончок Гьялпо из Сакья (тиб. 'khon dkon mchog rgyal po).

Гой-лоцава Шоннупэл пишет:

"Гой-лоцава (тиб. 'gos lo tsa ba, здесь = rta nag khug pa lhas btsas – Танак Кукпа Лхэцэ) и Марпа-лоцава тоже были его учениками. Марпа, бывало, говорил в монастыре Шри Ньюгулунг: "Я выучил алфавит и произношение санскрита у Переводчика [Дрогми]. Думаю, что его милость была не мала, но велика!"

Но Марпа обнаружил, что Дрогми хочет получать множество даров даже за короткие наставления, поэтому он сам решил посетить Индию и отправился туда. Гой тоже сказал, что Учитель слишком строг в вопросах религии, и решил сам пойти и учиться у пандит, поэтому он отправился в Индию из монашеской школы Ньюгулунг.

Таким образом, Дрогми обрёл возможность узнать многочисленные тайные наставления и развить непоколебимость как в утпаннакраме, так и в сампаннакраме.* Хотя он стремился достичь Просветления ещё в физическом теле, он принял позу лотоса в небе и силой своей пранаямы погрузился в смерть как в свой Путь Спасения. Когда сыновья исполнили погребальный ритуал и сожгли его тело, благоприятные знаки достижения Просветления в физическом теле не проявились. Он достиг истинной реализации махамудры, но не в момент смерти, как надеялся, а в промежуточном состоянии (бардо)".


Хотя у Дрогми Лоцавы было много учеников, учителя монастыря Сакья стали главными знатоками и держателями, как основных текстов, так и тайных наставлений Ламдрэ.


Наставники монастыря Сакья. Основание Сакьяпы





Примечание: * Утпаннакрама (санскр. utpannakrama, тиб. bskyed rim) – стадия порождения, стадия преображения и сосредоточения на божестве медитации. Сампаннакрама (санскр. sampannakrama, тиб. rdzogs rim) – стадия завершения, стадия созерцания праны, нади и бинду.


На главную страницу    |   На дополнительную страницу   |   Шрифт VU Times