Дюсум Кхьенпа (тиб. dus gsum mkhyen pa) (1110-1193гг) выдающийся ученик Учителя Гампопы, впоследствии известный как первый Кармапа (тиб. kar ma pa dus gsum mkhyen pa). Он является основателем школы Карма Кагью (тиб. kar ma bka' brgyud) одной из четырёх главных подшкол Кагью. Кармапа первый из тибетских учителей, кто известен как сознательно перерождающийся лама Тибета, тулку (санскр. nirmāṇakāya, тиб. sprul sku букв. тело воплощения; тулку, перерожденец). Тибетцы верят, что появление Кармапы, как сознательно перевоплощающегося Учителя, было предсказано Буддой Шакьямуни в "Самадхираджа-сутре". В этом тексте Будда предсказывает, что примерно через 1600 лет после его ухода родится человек высокого развития и беспредельного сострадания, этот человек будет распространять Дхарму в течение многих последовательных перевоплощений и будет известен как Кармапа, "Человек Кармы". Учитель Гампопа и два других известных учителя того времени признали в Дюсум Кхьенпе того человека, о котором говорится в этом пророчестве. |
"Величайшим учеником Гампопы был Дюсум Кхьенпа. Он был бодхисаттвой Благой Кальпы (санскр. bhadrakalpa) и ему было предназначено стать после Самого Почитаемого Майтреи Татхагатой Симхой (санскр. Siṃha, тиб. seng ge, букв. Лев имя шестого из Тысячи Будд Благой Кальпы). Как сказано в "Саддхармапундарике", все будды Благой Кальпы, достигнув Высшего Просветления, снова явятся как бодхисаттвы. Поэтому число рождений бодхисаттв Благой Кальпы трудно установить даже для бодхисаттв, достигших десятой стадии (санскр. dharmamegha, тиб. chos sprin букв. "облако Дхармы" название десятой стадии-бхуми). Поскольку они уже стали буддами, я расскажу здесь только хорошо известную часть истории их перерождений.
Прежде Дюсум Кхьенпа был Праджняланкарой, учеником Нагарджуны, затем Камадхену, учеником Сарорухи. После этого в юго-западной Джамбудвипе его звали Дхармабодхи, и он обрёл сиддхи Авалокитешвары. Затем он был Гьялва Чок-янгом (тиб. rgyal ba mchog dbyangs один из 25 главных учеников Падмасамбхавы), министром Дхармараджи Трисонг Децена, пригласившим ачарью Падмасамбхаву и обретшим сиддхи Шри Хаягривы.
Позднее он стал геше Потовой Ринченсэлом, после смерти которого переродился как Дюсум Кхьенпа. Он родился в снежных горах Тэшо в Нижнем Кхаме в год Железа-Тигра (1110г). Его отцом был Гомпа Дорджегён, йогин, почитатель Ямантаки, а матерью Лхатогса Ганчам Миндэн, также йогини. Он и Пэл Пакмо Друпа (тиб. dpal phag mo gru pa один из трёх главных учеников Гампопы) родились в один год. При рождении он получил имя Гепэл (тиб. dge 'phel, букв. "Накопление заслуг"). Отец даровал ему мантру "Сердце Ранчжунг Гьялмо" (прим: Ранчжунг Гьялмо тиб. rang 'byung rgyal mo, букв. "Самовозникшая царица" одно из имён богини Экаджати в школе Ньингма). Он призывал богиню и вскоре получил сиддхи этой богини.
Встретившись с ламой Гьякар Пэро и Пэлдзином, он выслушал от них много тайных наставлений, получил садхану Махакалы и умилостивил это божество. Тогда же он оставил чёткие отпечатки руки и ноги на скале. В шестнадцать лет Дюсум стал послушником в присутствии семидесятилетнего упадхьяйи Тэво Чогги-ламы ученика Нгок-лоцавы, монаха Лэгпэ Шераба ученика Нгока, и ачарьи Чак Сэнгетага, и получил имя Чокьи Тагпа. Два года он размещал общины (тиб. dge 'dun gyi gnas gzhi) и изучал ритуал посвящения Цикла Самвары по методу Атиши с Йол Чойваном учеником Атиши, с Таравой и его братом -учениками Йол Чойвана. Дюсум получил от них много садхан Ваджраяны: Ачалу и другие по методу Атиши. Он созерцал этих йидамов, и появились признаки достижения, как описано в текстах.
В девятнадцать лет Дюсум отправился в У (центральный Тибет). Когда ему было двадцать лет, он посетил Толун Сатханг. У Толун Гьямарпы и его ученика, учителя и учёного Чапы, слушал учение Майтреи и "Ума шерсум" (тиб. dbu ma sher gsum). После этого он шесть лет следовал за Шарвапой и его учеником, йогином Шерабом Дордже, и выслушал от них учения Кадампы. У Пацаб-лоцавы он слушал Шесть трактатов Арьи Нагарджуны. Он получил полное монашеское посвящение в присутствии Мэл Дулдзинпы, который был упадхьяей, Йеше Лодоя карма-ачарьи, и младшего брата Мэла в роли наставника (тиб. gsang ston наставник во время церемонии посвящения). Он хорошо изучил Винаю и проповедовал её другим. От Учителя Ра-лоцавы и Кампа Асэна, живших в Гьял Лхакханге, он получил "Джёртрук" (тиб. sbyor drug шесть йогических практик Цикла Калачакры) и "Махакала-какамукху" (тиб. mgon po bya gdong садхана Вороноголового Махакалы).
В тридцать лет Дюсум решил встретиться с Гампопой. В Дагпотагха он повстречал ачарью Гомцула и Шапа Лингпу. У ачарьи Гомпы он слушал "Шри-чатухпитха-махайогини-тантрараджу" (тиб. gdan bzhi) и имел видение Белой Тары. После этого он отправился в Гампо и встретился с владыками Дхармы (санскр. dharmasvāmin), дядей и племянником. Он преподнёс им хадак (тиб. kha btags шёлковый шарф для подношения) со всем прочим и получил наставления. Учитель [Гампопа] истолковал ему "Ламрим" кадампинцев и сказал: "Я созерцал по нему и тебе следует созерцать так же".
Учитель Гампопа помог ему и ввёл его в практику. Вскоре после этого он попросил с владыку Дхармы Гампопу посвятить его [в Тантру]. Дхармасвамин даровал ему тайные наставления упаямарги (санскр. upāya mārga, тиб. thabs lam, букв. "путь метода"), и он созерцал по ним.
Занимаясь хатха-йогой, он уже на девятый день почувствовал сильный прилив здоровья и тепла. Он носил лишь одну одежду из хлопка* и продолжал медитировать. Девять месяцев Дюсум продолжал медитировать, и руки его были покрыты потом. Среди восьмисот аскетов он прославился великим упорством в созерцании. Безмерная способность к углублению сосредоточения пробудилась в нём. Дхармасвамин Гампопа сделал ему предсказание, и он отправился в Санри продолжать медитацию. Четыре месяца он созерцал в пещере Тил и месяц и пять дней в Пагмоду. Он достиг силы фиксации ума и овладел глубокой практикой пранаямы. Его випашьяна (санскр. vipaśyana, пали vipassanā, тиб. lhag mthong, букв. "ясное наблюдение", "мудрое наблюдение") стала подобна солнцу среди облаков.
Затем Дюсум снова вернулся к Учителю и провёл с ним три года. В Лоро он встретил Речунгпу. Он выслушал у него изложение всех наставлений Наро и Майтри (Наропы и Майтрипы), таких как Шесть Учений Наропы, Тунджок (тиб. thun 'jog определение времени для созерцания) и другие тексты. Речунгпа объяснил ему упаямаргу с подробными наставлениями, и он постиг Мудрость нераздельности блаженства и пустотности (сукха-шунья-абхиння-сахаджа-джняна) так ясно, как видел своё лицо, отражённое в зеркале...
По указанию Гампопы Дюсум жил в пещере у Таггу Ривоче в Вёлха. Одна женщина сказала ему в видении: "Тебе не следует оставаться здесь моя мать возвращается". Он провёл там 14 месяцев и практиковал медитации сострадания (санскр. karuṇā), святой любви (санскр. maitrī), бодхичитту. Он достиг полного контроля над своим внутренним огнём (туммо), и тогда сами проявились многие чудесные знаки. Особое постижение проявилось в нём, он отправился к Дхармасвамину [Гампопе], жившему в монастыре Чаког, и рассказал ему о своём йогическом постижении (тиб. rtog pa). Дхармасвамин сказал:
Твоё постижение неверно! Я возлагал на тебя большие надежды, однако ты потерпел неудачу. Тебе следует продолжить созерцание.
Шесть месяцев он занимался созерцанием, но его постижение не изменилось по сравнению с тем, что появилось в начале. Он снова рассказал об этом Гампопе. Тогда тот положил ему руку на голову и сказал:
Сын мой, ты уже разорвал узы, связывавшие тебя с Сансарой".
Из "Синей Летописи" Гой-лоцавы Шоннупэла
Примечание: * Йогины, практиковавшие туммо и носившие лишь одежду из хлопка, назывались "репа". Это слово тиб. ras pa входит в имена Миларепы и Речунгпы, которые были именно такими йогинами. (^)
На главную страницу | На дополнительную страницу | Шрифт VU Times