Царь Трисонг Децен

Трисонг Децен (тиб. khri srong lde btsan, или khri srong lde'u btsan – Трисонг Дэуцен) был тридцать седьмым царём из династии Чогьял. Время его жизни: 742–810гг. Царь Трисонг Децен был вторым после Сонгцена Гампо великим Дхармараджей Тибета. При содействии этого царя буддизм широко распространился в Стране Снегов. Трисонг Децен пригласил из Индии в Тибет Падмасамбхаву, Шантаракшиту, Вималамитру и многих других буддийских учителей*. Во время его правления первые тибетцы приняли монашеские обеты, пандиты и лоцавы** перевели многие буддийские тексты, а также были организованы многочисленные центры для духовной практики.

  Трисонг Децен

Трисонг Децену было тринадцать лет, когда умер его отец, царь Тридэ Цугтэн (тиб. khri lde gtsug brtan / прим: согласно "Китайской летописи" это произошло в 755 году, в год Дерева-Овцы). Трисонг Децен взошёл на трон. В царстве был могущественный министр по имени Машанг (тиб. ma zhang). Этот министр, враждебный к Дхарме, в первые годы после смерти отца Трисонг Децена обладал большими полномочиями и фактически властвовал в стране. Машанг в течение короткого времени изгнал буддийских монахов в другие страны (прим: известно, что в храме Рамоче жили китайские буддийские священнослужители, хошаны), он распорядился вывезти статую Джово Шакьямуни в Кьитронг в Мангюле (тиб. skyid grong – местность возле границы с Непалом; тиб. mang yul – район Тибета) и "превратил храмы (санскр. vīhāra) в лавки мясников". Никто поначалу не мог прекратить эти преследования со стороны Машанга и его пособников.

Новый царь проникся верой в Учение Будды, и министры, которые были преданы Учению, стали помогать царю вернуть в Тибет Учение. Так, по приглашению Ба Сэлнана*** из Непала в Тибет пришёл Учитель Шантаракшита (санскр. Śāntarakṣita, Śāntirakṣita, тиб. zhi ba 'tsho, или mkhan po bo dhi sa tva – букв. наставник-бодхисаттва). Он поселился в Лхасе. Царь велел министрам проверить его учение и характер учителя, говоря, что если он окажется добродетельным, то царь сам пошлёт ему приглашение.

Министры пришли к наставнику (санскр. upādhyāya, тиб. mkhan po, букв. наставник, учитель) и спросили, в чём заключается суть его учения. Учитель ответил:

– Моё учение в том, чтобы следовать тому, что кажется правильным после проверки разумом, и избегать всего, что не согласуется с разумом.

Царь и министры посовещались и пригласили наставника в Самье. Царь и наставник встретились во дворце Умбуцэл. Царь приветствовал Учителя, а тот спросил царя:

– Ты забыл, что мы оба перед ступой в Непале во времена проповеди Учения [Буддой] Кашьяпой высказали торжественное обещание распространять святое Учение в Тибете?

Царь ответил:

– Из-за моей малой духовной концентрации я не могу вспомнить этого.

Тогда Учитель благословил его, и царь вспомнил свои прежние перерождения. Затем наставник изложил царю многие учения, в том числе о десяти добродетелях (санскр. daśa-kuśalāni, пали dasa-kusalāni = dasa-sīla – десять заповедей) и о восемнадцати дхату (прим: включают шесть чувств и их объекты плюс шесть соответствующих различений).

Но боги и демоны Тибета разгневались. Молния ударила во дворец Марпори (тиб. mar po ri), а царский дворец Пантан (тиб. 'phang thang) был снесён водой. Пострадал урожай, началась большая эпидемия. Это воодушевило министров, желавших посеять раздор, и они стали говорить:

– Вот что сделало Учение! Нужно изгнать этого индийского ачарью! (тиб. a tsa ra, санскр. ācārya - духовный учитель)

Тогда царь поднёс наставнику много золота и рассказал ему о сложившемся положении. Учитель сказал:

– Я еду в Непал! Тибетские асуры недовольны!**** Есть в Джамбудвипе великий учёный и мантрин (санскр. mantrin – то же, что и тантрист, владеющий силой мантр) по имени Падмасамбхава. Я приглашу его, но ты, царь, должен тоже послать ему приглашение.

Когда наставник прибыл в Непал, ачарья Падма как раз был там. Царские послы вручили ему приглашение посетить Тибет.

Гуру Ринпоче пришёл в Тибет по приглашению царя Трисонг Децена и оставался там, проповедуя Учение Будды, пятьдесят пять лет и шесть месяцев. Падмасамбхава действовал, усмиряя враждебно настроенных богов и людей. Шантаракшита поведал царю, что в древние времена он вместе с царём и Падмасамбхавой были тремя братьями, помогавшими строить великую ступу Джарунг Кхашор (тиб. bya rung kha shor, mchod rten chen po – великая ступа) в Боднатхе, в Непале. В той жизни они поклялись распространять Учение Будды в Тибете.


Самье. Вид на главный храм

 

Благодаря поддержке Падмасамбхавы был построен монастырский комплекс Самье. Гуру Ринпоче сам заложил фундамент знаменитого храма. Согласно Гой-лоцаве, комплекс Самье вместе с относящимися к нему храмами строился с года Зайца по год Овцы (прим: согласно Будону, он строился с года Огня-Зайца, то есть 787–791гг.). Боковые храмы символизировали континенты, окружающие гору Меру, а саму вселенскую гору символизировал главный храм вихары Самье.



Шантаракшита был снова приглашён в Тибет. Статую Будды из Джокханга в Лхасе вернули из Мангюла и поместили в храме Трулнанг.

При Трисонг Децене Дхарма распространилась по всей стране. Гуру Ринпоче пребывал в Тибете 48 лет при жизни Трисонг Децена и 7 лет и 6 месяцев после его кончины. За это время Падмасамбхава дал бесчисленное множество глубоких и необычайных учений, включая высшие тантры, многим избранным ученикам. Среди его учеников были царь Трисонг Децен, царские сыновья, ученики в Лходраке, Тидро и во многих других местах.

Трисонг Децен скончался в возрасте 69 лет. После смерти царя Падмасамбхава возвёл на трон Мутига Ценпо.*****

Гуру Ринпоче через несколько лет покинул земное существование. Отправившись в страну ракшасов, он подчинил этих существ, агрессивно настроенных против людей.

Трисонг Децена тибетцы почитают как воплощение Бодхисаттвы Манджушри.


Трисонг Децен

Примечания:
* Говорят, что за время своего правления Трисонг Децен пригласил в Тибет сто восемь буддийских учителей. (^)
** Лоцавами (тиб. lo tsa ba – переводчик) тибетцы называли переводчиков, переводивших на тибетский язык буддийские тексты. Они работали в тесном сотрудничестве с индийским пандитами. Пандитами (санскр. paṇḍita, тиб. paN Di ta) называли буддийских учёных. (^^)
*** Ба Сэлнан (тиб. sba gsal snang) – современник Трисонг Децена. Другое его имя – Йеше Вангпо – ye shes dbang po. Он стал настоятелем монастыря Самье после Шантаракшиты. Ба Сэлнан известен как автор летописи "Бащэ" (тиб. sba bzhad), содержащей истории правления Трисонг Децена и его сына Мунэ Ценпо. (^^^)
**** Диалог цитируется по "Синей летописи". Вполне вероятно, что под асурами Шантаракшита имел в виду не столько божеств, управлявших силами природы с целью навредить, сколько враждебно настроенных министров. (^^^^)
***** Мутиг Ценпо (тиб. mu tig bstan po, или mu ne bstan po – Мунэ Ценпо) – один из трёх сыновей Трисонг Децена, его старший сын. Согласно Будону, Мунэ Ценпо принял царствование в мужской год Воды-Тигра и процарствовал один год и семь месяцев, пока не умер в возрасте 17 лет, будучи отравлен матерью. Однако Гой-лоцава, ссылаясь на "Китайскую летопись", говорит, что после смерти Трисонг Децена воцарился его старший сын Мунэ Ценпо и правил 17 лет. (^^^^^)



На главную страницу   |   На дополнительную страницу